Бендерская крепость является уникальным памятником истории, культуры и архитектуры эпохи средневековья. История не только города Бендеры, но и всей республики неразрывно связана с Бендерской крепостью, которая относится к числу старейших фортификационных сооружений на территории нашего региона. Рождение памятника относится к 1538 году. Именно в этом году при молдавском господаре Петре Рареше турки, захватившие Тигину, по велению султана Сулеймана 1 Кануни («Великолепного») приступили к строительству мощного оборонительного сооружения. Бендерская крепость построена по образцу западно-европейских крепостей бастионного типа по проекту известного турецкого зодчего Синана ибн Абдул Менана, спроектировавшего в Турции более трехсот зданий. В дальнейшем крепость расширялась и укреплялась в течение 16-18-го столетий.


Бендерская крепость была своеобразным оплотом турок на молдавских землях. Ее стены не раз штурмовались казацкими отрядами гетманов Сверчевского, Куницкого, Ивана Подковы, Лободы и Наливайко. В целом ряде русско-турецких войн 18-19-го в.в. крепость стала местом и ареной совместной борьбы народов против турецкого владычества и трижды была взята русскими войсками. Впервые ее бастионы были покорены русской армией под командованием генерал-аншефа П.И.Панина в 1770 году. 4 ноября 1789 г. турецкий гарнизон крепости капитулировал перед осадившими крепость русскими войсками князя Г.А.Потемкина-Таврического. 24 ноября 1806 г. турецкий гарнизон сдал крепость без боя генерал-майору К.И.Мейендорфу. У ее стен проявили мужество и отвагу будущий предводитель крестьянского восстания против царского самодержавия Емельян Пугачев, герои Отечественной войны 1812 г. М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, Я.П.Кульнев. История крепости связана с именами таких выдающихся исторических личностей как Г.А.Потемкин-Таврический, И.П.Котляревский.


Под прикрытие турецкой артиллерии в Бендерскую крепость бежали после поражения в Полтавском сражении шведский король Карл 12-й и его союзник гетман Мазепа. Здесь Мазепа вскоре умер, а «бендерское сидение» Карла 12-го продолжалось четыре года с 1709 по 1713 г.г.
16 мая 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор М.И.Кутузовым, в соответствии с которым все Пруто-Днестровское междуречье, в т.ч. и Бендеры с крепостью, вошло в состав Российской империи. На протяжении 19-го века Бендерская крепость служила опорным пунктом российской армии. В Военно-статистическом обозрении Российской империи по Бессарабской области, изданном в Санкт-Петербурге в 1849 г., сообщается, что в этот период Бендерская крепость была крепостью 2-го разряда, а по инженерному плану относилась к 1-му классу. Пройдут годы, и у стен крепости вновь прогремят сражения: оборона города в январе-феврале 1918 г., оборона города и его освобождение в 1941 – 1944 годах, защита города в июне-июле 1992 года.


Постановлением Верховного Совета ПМР от 31 июля 2002 года исторический и архитектурный памятник внесен в «Государственный реестр памятников республиканского значения ПМР», взят под охрану государства.


С 2009 г. в ПМР выполняется целевая государственная программа по увековечению памяти защитников Отечества. В рамках программы в Бендерской крепости создается Пантеон русской славы, установлены бюсты выдающимся российским полководцам и военачальникам: М.И.Кутузову, А.В.Суворову, Н.Н.Раевскому, П.А.Румянцеву-Задунайскому, П.Х.Витгенштейну, М.Г.Миллеру. М.Б.Барклаю-де-Толли, Я.П.Кульневу. Жизнь и ратный труд военачальников непосредственно связаны с историей нашего края и города, с историей Бендерской крепости.

   

Преображенский собор, возвышающийся в центральной части города, - жемчужина русского соборного зодчества. Символизирующий освобождение края от турецкого владычества,он построен в стиле крестово-купольной архитектуры, характерной для православных храмов, с элементами молдавских народных традиций. Отличается лаконичностью, внушительной монументальностью. Колокольня имеет большой световой барабан со шлемовидным куполом. Купола собора не случайно напоминают древнерусские шлемы. Возведенный в первой четверти 19-го века, храм должен был являть собой идею торжества православия над басурманской верой, воспевать в музыке своей архитектуры не только небо, но и доблесть русского воинства, избавившего край от турецкого ига. Отсюда стилизация куполов под шлемы русских ратников.


Город Бендеры регулярно начал застраиваться лишь с начала 19-го века. Через два года после присоединения Бессарабии к России, в 1814 году по решению специалистов фортификации город, до этого примыкавший к оборонительным рубежам, было решено отодвинуть на 250 саженей (600 метров) ниже южного вала крепости. Это позволяло образовать крепостную эспланаду – незастроенное пространство, облегчающее оборону в случае нападения неприятеля. В связи с этим было решено в новом районе построить новую церковь. В Бендерах издавна действовали две церквушки - Успенская и Николаевская, к тому времени уже достаточно ветхие. Но обновленному городу нужен был новый, соответствующий его статусу собор. В связи с этим приняли решение о сносе ветхих церквей, и 22 августа 1815 года в торжественной обстановке состоялась закладка трехпрестольного храма в честь Преображения Господня с приделами Успенским и Николаевским, что как бы вбирало в себя две прежние церкви города. Проект храма был подготовлен членом Кишиневской дикастерии архимандритом Иоаникием. Из-за нехватки средств строился он медленно, потому ушло на его возведение около 20 лет.
5 декабря 1819 года был освящен Николаевский придел, 19 декабря - Успенский придел, который был достроен на средства, собранные в день освящения Николаевского придела. В следующем году был построен вчерне главный Преображенский придел. Для главного придела в 1825 году был заказан в Одессе иконостас вместе с балдахином на семи деревянных колоннах над престолом. Живописные и резные работы иконостаса выполнили священник Н.Комилевский и канцелярист И.Палишинский. 29 сентября 1827 года высокопреосвященный митрополит Кишиневский Дмитрий освятил собор.


После освящения работы по строительству собора продолжались. В 1832 году было завершено возведение колокольни, которую покрыли листовым железом. Долгое время на колокольне было несколько маленьких колоколов. Большой же колокол весом в три тонны был водружен только в 1911 году. Он был отлит на заводе Ф.И.Скопинского в Немирове.


До начала 20-го века храм не был расписан. И только в 30-х годах 20-го столетия согласился заняться росписью стен известный молдавский живописец и скульптор Александр Плэмэдялэ. Отобрав помощников из числа бывших выпускников Кишиневского художественного училища, Александр Михайлович приступил к работе. Семь месяцев А.М. Плэмэдялэ с группой своих учеников трудился над росписью собора. Он внес в соборные росписи ряд молдавских традиционных элементов, что придало храму своеобразие.


Строительство Преображенского собора полностью было закончено лишь в 1834 году. Он, по сути, является одним из первых капитальных сооружений на месте нового города.


Русский историк и географ Александр Защук, путешествуя по Бессарабии, не преминул побывать и в Бендерах и отметить своим вниманием храм Преображения Господня: «Церковь эта…содержится доходами от построенных возле нее и отдаваемых внаем лавок. Лавки эти, примыкая к церковной ограде, с восточной ея стороны и находясь на торговой площади города, приносят церкви ежегодно дохода 1047 рублей 84 копейки серебром.»


Краевед В.Кучеренко в книге «Бендеры – жизнь тому назад»…продолжает : «Доход от этих лавок и позволил достроить собор к 1832 году. Место это, по-видимому, так понравилось горожанам, что сюда переместилась вся торговля. Церковные лавочки просуществовали более ста лет».


Значительный урон храму нанесла Великая Отечественная война. Во время одного из артобстрелов в собор угодил снаряд и вызвал пожар, в котором погибли иконостас и соборный архив, существенно пострадали внутренние росписи. В результате навсегда было утрачено огромное количество важной информации о жизни прихода и города в довоенное время.
В 1948 году собор был взят под охрану государства. На здании была установлена мемориальная доска, подтверждающая его архитектурную ценность.

 

 Вдоль набережной Днестра протянулась живописная улица, названная в честь Павла Ткаченко. Она выводит нас к Дворцу культуры, также носящего его имя. А перед Дворцом, в маленьком сквере, стоит памятник бесстрашному подпольщику, пламенному революционеру. 
Павел Ткаченко (Яков Антипов, 1901 – 1926 гг.) – видный деятель подпольного коммунистического движения Бессарабии и Румынии, член РКП (б) с 1918 года, активный участник Бендерского вооруженного восстания (1919 год), один из основателей комсомольских организаций и рабочих профсоюзов Бессарабии.
Памятник сооружен на средства, собранные комсомольцами и молодежью г.Бендеры и прилегающих районов. Торжественное открытие его состоялось в 60-ю годовщину пламенного революционера – 9 апреля 1961 года. Но двумя годами раньше Министерство культуры Молдавии республиканский творческий конкурс на лучший проект памятника. Первую премию завоевала работа скульпторов Н.Эпельбаума и Б.Марченко и архитектора С.Шойхета. В подмосковном городе Мытищи из розового мрамора была высечена 3-метровая фигура революционера-подпольщика. На постаменте высечены слова Павла Ткаченко, которые были девизом всей его жизни: «Я солдат революции, я им и останусь».
Первоначально памятник был установлен на привокзальной площади, в 1972 году, в связи ее реконструкцией, был перенесен на площадь перед ДК им. П.Ткаченко.

 

 

Немногие населенные пункты на постсоветском пространстве, так или иначе связаны с именем великого русского поэта. Древнему городу на Днестре повезло вдвойне: Бендеры неоднократно вставали на жизненном пути А.С.Пушкина. В период южной ссылки в декабре 1821 года поэт сопровождал своего приятеля подполковника Ивана Петровича Липранди в его служебной командировке по маршруту Кишинев - Бендеры - Каушаны - Аккерман -Измаил - Болград- Леово-Резены -Кишинев. Первая крупная станция на этом пути, которая интересовала Пушкина, были Бендеры. Что же влекло Александра Сергеевича в наш город? Живой интерес поэта вызывали события Северной войны, он жаждал увидеть остатки шведского лагеря, могилу украинского гетмана И. Мазепы и настойчиво упрашивал Липранди остановиться на ночевку в Бендерах. Но подполковник спешил и заночевать пришлось в Каушанах.


Через три года, уже живя в Одессе, поэт вновь посещает Бендеры. Осматривает Бендерскую крепость, бродит по кургану, названному в народе «шведским». Здесь ему довелось встретиться со старожилом Николаем Искрой, жителем Варницы, которому на тот момент было более ста лет. Н.Искра был поставщиком продовольствия в шведский лагерь и своими глазами видел царственную особу - шведского короля Карла 12-го. «Рассказ Искры о костюме этого короля был поразительно верен,- записывает в дневнике Липранди,- и рассказ начертания окопов, ворот, ведущих в оные, и некоторые неровности в поле соответствовали местам, где находились бастионы…Пушкин добивался от Искры своими расспросами узнать что-либо о Мазепе. А тот не только не мог указать ему желаемую могилу или место, но и объявил, что такого имени не слыхал.»


В бурной жизни великого поэта посещение Бендер – лишь небольшой эпизод, для нас – знаменательное событие: наш город навечно « прописан» в его бессмертных стихах. Впечатления от поездок позднее в 1828 году были отражены в эпилоге поэмы «Полтава»:


« В стране, где мельниц ряд крылатый
Оградой мирной обступил
Бендер пустынные раскаты,
Где бродят буйволы рогаты
Вокруг воинственных могил
Останки разоренной сени,
Три углубленные в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле».


Второй раз бендерчанам посчастливилось, когда через 160 лет после своего первого посещения Бендер поэт вернулся в наш город запечатленным в металле талантливым московским скульптором Моисеем Соломоновичем Альтшулером. Пушкиниана в его творчестве занимает более 30 лет. Созданные им памятники Пушкину можно увидеть в Калужской области в Полотняном заводе (бывшее имение Гончаровых), Ярославле и других городах.


К созданию образа Пушкина, запечатленного в бендерском монументе, скульптор шел долгое время, что и позволило добиться великолепного портретного сходства. Среди целого ряда памятников великому поэту бендерский общепризнанно является одним из наиболее удачных: автору удалось создать в меру реальную и обобщенную по форме фигуру Пушкина, наполненную внутренним содержанием и одухотворенностью. С 1880 года были открыты памятники поэту во многих городах, однако, за небольшим исключением, эти монументальные воплощения российского поэтического гения - вариации на тему кудрявого человека с бакенбардами, т.к. без этих примет Пушкина узнать невозможно.


Приняв заказ на работу, М.С.Альтшулер специально приезжал в Бендеры, чтобы ознакомиться с городом, где бывал поэт, увидеть место, где будет установлен памятник. Большую роль в поисках композиционного решения при создании монумента сыграл бронзовый памятник поэту в Царском Селе по проекту Р.Баха, открытый в 1900 году. Это признавал и сам автор. «У меня перед глазами ,- писал М.С.Альтшулер – чугунная композиция: Пушкин, сидящий в глубоком раздумье на скамейке в парке в городе Пушкине под Ленинградом, в бывшем Царском Селе, вблизи от здания лицея. Я не стремился к тому, чтобы эти две композиции были похожи. Они выполнены в разные исторические эпохи, отличают различное содержание, да и подражание хорошим образцам не может быть предметом искусства.» Тем не менее оба памятника композиционно перекликаются, однако, как утверждают специалисты, Царскосельский памятник удачен по пропорциям, красив по силуэту, но в нем мало поэзии и вдохновения, чего никак нельзя сказать о творении М.С..Альтшулера.


Любопытно, что решение о создании памятника великому поэту в нашем городе было принято исполкомом горсовета еще в далеком 1949 году. Но лишь 25 октября 1979 года направлено ходатайство ЦК КПМ и Совмину МССР об установке монумента в Бендерах.
Работа над моделью фигуры была завершена скульптором в начале 1976 года, затем ее отлили в металле на Мытищинском заводе художественного литья. Проработку в металле отлитой фигуры автор закончил в октябре 1977 года. 5 июня 1980 г. памятник был торжест- венно открыт в уютном уголке на улице Пушкина у школы, носящей его имя.

 22 июня 2002 года на набережной реки Днестр был открыт памятник "Жертвам холокоста". В переводе с греческого это слово означает «Всесожжение». Мир называет «Холокостом» страшную трагедию еврейского народа в годы второй мировой войны. Памятник посвящен расстрелянным и замученным немецко-фашистскими захватчиками в 1941 году жителям г.Бендеры еврейской национальности. Представляет собой фрагмент стены плача из черного камня с красными вкраплениями, похожими на капли крови; в камне высечена звезда Давида, над ней цифры: «1941». Авторы – архитектор А.Нарольский, художник – М.Соловей.

 

Памятник «Борцам за власть Советов» был открыт 27 мая 1969 года на набережной

Памятник «Борцам за власть Советов» был открыт 27 мая 1969 г. на высоком берегу Днестра в парке «Октябрьский» в честь 50-й годовщины Бендерского вооруженного восстания, вспыхнувшего 27 мая 1919г. в память о тех, кто погиб в ходе вооруженного выступления против румынских оккупантов. Именно в этом районе майским утром 1919 года с левого берега переправился отряд красногвардейцев под командованием комбрига Черникова, что послужило сигналом к выступлению вооруженных рабочих дружин.


Монумент высотой 18 метров решен в свободных ассиметричных формах. Уходящие ввысь железобетонные плоскости , напоминающие развернутые ветром знамена, символизируют величие и вечность подвига. На цоколе памятника с двух сторон помещены стилизованные изображения эпизодов борьбы с оккупантами из цветной гранитной мозаики: справа – начало восстания, слева – его поражение. У подножия стелы установлен мраморный блок , на котором высечена надпись на русском и молдавском языках: «В 50-летие Бендерского вооруженного восстания (27 мая 1919 г.) – яркого события в истории борьбы трудящихся Бессарабии против оккупации края королевской Румынией, за воссоединение с Советской Родиной – сооружен этот памятник».


В далеком 1919году город не покорился врагу, не смирился с оккупационным режимом. 21 апреля в предместье Борисовка состоялась вторая подпольная большевистская конференция города и уезда, главным вопросом которой была подготовка к вооруженному восстанию. Революционный комитет по руководству восстанием возглавил опытный революционер-подпольщик Г.И.Борисов (Старый). В городе создавались рабочие дружины, активизировали работу партизанские отряды, пропагандистская группа издавала листовки, военная группа проводила работу по обеспечению оружием, подрывная группа дезорганизовывала военные силы интервентов. Бендерским подпольщикам помогали и коллеги с левого берега Днестра. Советская Россия никогда не признавала аннексию Бессарабии Румынией и не теряла надежду вернуть ее обратно. В апреле-начале мая этого года большевики, занявшие Украину, готовили завоевание Румынии, для чего недалеко от Тирасполя была сосредоточена 6-я дивизия 3-й Украинской Красной Армии под командованием Григорьева.


Бендерское восстание началось утром 27 мая. Восставшие вместе с прибывшим красноармейским отрядом в 150 человек из состава 6-й дивизии 3-й Украинской армии действовали слаженно и оперативно, захватили важные стратегические объекты (вокзал, казначейство, полицейское управление и другие узловые пункты города), освободили политзаключенных. Руководитель восстания Григорий Борисов (Старый ) рассчитывал, что Красная Армия придет на помощь восставшим. Однако положение на фронте стремительно изменилось. Перешли в наступление части Деникина и вспыхнул мятеж Григорьева, бывшего штабс-капитана Российской императорской армии. Его дивизия, которая должна была оказать поддержку Бендерскому восстанию до подхода основных частей Красной Армии, открыто выступила против Советской власти. Для помощи восставшим удалось выделить лишь 150 красноармейцев. Эти силы были слишком малы по сравнению с румыно-французским гарнизоном в Бендерах.


Однако восставшие неожиданно получили поддержку с «другой стороны баррикады»: к ним присоединилась часть румынских солдат, а также 4-й и 37-й французские пехотные полки. А те, кто открыто не поддержал восстание, категорически отказались его подавлять. Более тысячи французских и румынских солдат, находившихся в городе, под влиянием большевистской агитации не стали стрелять в повстанцев. Город оказался в руках восставших.


Однако румынское командование вызвало подкрепление . Вечером начался артиллерийский обстрел города с Борисовских высот. Затем свежие румынские части и французские колониальные войска перешли в контрнаступление. Силы были неравные , и повстанческие отряды отступили к реке. Восстание было подавлено. Под огнем уцелевшие подпольщики и красноармейцы начали отступление на левый берег. Среди оставшихся были проведены аресты. Около 150 участников восстания были расстреляны почти сразу, многие преданы суду. Вот о какой героической странице в истории Бендер рассказывает обелиск, взметнувшийся ввысь на набережной Днестра. Многие годы памятник «Борцам за власть Советов» является своеобразной визитной карточкой города, внесен в Государственный реестр памятников Приднестровской Молдавской Республики.

Авторы памятника – архитектор В.Меднек, художник М.Буря.



  Самым священным местом в городе являются Братские могилы на площади Героев. За освобождение города Бендеры погибли более трех тысяч советских воинов.
В первые же дни освобождения в августе 1944 года состоялось захоронение тел погибших воинов в южной части Бендер у развилки двух дорог на месте нынешних Братских могил. В конце сороковых годов по решению городских партийных и советских органов сюда были перенесены останки воинов, ранее захороненных в различных частях города. К двадцатилетию освобождения Бендер от немецко-фашистских захватчиков в 1964 году Братские могилы были реконструированы по проекту заслуженного деятеля искусств МССР архитектора В.П. Меднека. Величественный мемориал в виде открытого пантеона - таково было архитектурное решение мастера.
Пришедшие почтить память воинов поднимаются на мемориал по лестнице, справа и слева от которой застыли в вечном карауле артиллерийские орудия времен Великой Отечественной войны. На парапете высечена надпись на русском и молдавском языках : «Склоните головы, здесь покоятся вечным сном те, кто отдал жизнь за ваше счастье». В центре пятиконечной звезды горит вечный огонь - символ негасимой народной памяти. Уходящие вдаль ряды черных мраморных плит-надгробий с именами павших утопают в зелени и цветах.
Основной элемент ансамбля - взметнувшийся ввысь 14-метровый обелиск из лабрадорита, напоминающий по форме трехгранный штык русской винтовки. Вертикаль обелиска подчеркнута двумя симметрично расположенными гранитными блоками в виде приспущенных знамен. Мастером найдено удачное архитектурное решение, обладающее большой силой воздействия, создан достойный памятник героям великой войны.
В 2011 году на Братские могилы перенесен прах Героя Советского Союза летчика Акима Павловича Карпенко, установлен бронзовый бюст в центре мемориала . нным интересом у жителей и гостей города. В течение года его посещают десятки туристических групп из разных стран мира.



        г.Бендеры 
ул.Советская 40-42

тел.+373(552) 2-85-03
тел.+373(552) 2-88-39


bikmuz@mail.ru



Russian Belarusian English German Romanian Ukrainian
Из истории комсомола края. День рождения пишущей машинки к 150-летию со дня появления. Традиции наших предков Родион Гербель-Гений подземной войны К 145-летию со дня рождения знаменитого уроженца г.Бендеры К.К. Гедройца История кинотеатра имени Горького О доме детского и юношеского творчества История бендерского железнодорожного вокзала 25-летию создания Бендерского ГОВД ПМР посвящается. Женщины Приднестровья «Подарки на память» от Бендерского историко-краеведческого музея. Приглашаем на выставку Новые поступления в музей Международный день музеев в Бендерском историко-краеведческом музее. 18 апреля Международный день памятников Воинам-интернационалистам посвящается На страже интересов народа! Бендеры летом 1992 года. Как это было. Города- побратимы города Бендеры. Музей-сокровищница культуры и истории Молдавская керамика Вековой юбилей Бендерского Историко-краеведческого музея Бендеры в годы первой мировой войны Не прерывая связь поколений Дню Конституции ПМР посвящается Молдова-Румыния Художник Иванов М.М. и его прекрасные виды Бендерской крепости Огнеборцы Королевское сражение Вольтер -"Карл в Бендерах" Еще раз о геральдике, о Бендерском гербе. В музее появились новые экспонаты Загадки старой крепости Бендерский штрафбат Однажды, 300 лет тому назад Триумфальная арка для города победителя Страницы древности седой Пушкин и Бендеры Против вымысла и фальсификаций Освободитель История Бендерских храмов Гарин-Михайловский и его подвиг в Бендерах Бендеры древнейший город на Днестре А.Лебедь в Бендерах Сохраним память о войне ради мира

Наши Партнеры

button_culture

Похожие материалы :